Ассоциация «Инфопарк» совместно с лидерами ИТ-индустрии обсудила перспективы отрасли на ближайшие несколько лет, затронув готовящийся Декрет «О Парке высоких технологий» и возможные вызовы для отрасли. О чём беседовали директор по развитию бизнеса IBA IT Park Иван Сукман, сооснователь продуктовой компании GiniMachine Юрий Зеленский, директор компании «Новаком Групп» Вячеслав Былина, генеральный директор Itransition Алексей Демичев и Председатель «Конфедерации Цифрового Бизнеса» Басько Владимир.
Тренды:
1) Растут ожидания государственной власти от цифровой отрасли направленные на увеличение доли IT в ВВП страны.
2) Увеличивается количество сигналов о ЧГП (частно-государственное партнерство) в РБ. Отдельные чиновники все настойчивее заявляют о необходимости формирования предложений о партнерстве со стороны цифрового сектора.
3) Формируется венчурная экосистема. Растет количество цифровых предпринимателей, явочным порядком в РБ появляется венчурная инфраструктура.
4) Увеличивается количество естественных монополий в IT за счет агрегирования цифровых мегаплатформ на Западе и на Востоке. (эффект «свечи», когда есть один «Али Баба» и «все остальные»)
5) Усиливается неудовлетворенный спрос на квалифицированных IT специалистов в цифровом секторе.
6) Падает средний уровень квалификации выпускников профильных ВУЗов.
7) Увеличивается количество автоматизируемых функций в экономике и государственном управлении и, хотя пока радикального сокращения рабочих мест не происходит, увеличивается «навес» из рабочих мест, которые фактически уже автоматизированы.
8) Растут заработные платы в цифровом секторе и увеличивается разрыв в оплате труда со средним уровнем по республике.
Роль государства.
С одной стороны, от Компаний, ориентированных на внутренний рынок прозвучал призыв к Государству озаботиться координацией усилий разрозненных игроков цифрового рынка для реализации целостного и долгосрочного подхода к цифровизации Беларуси.
С другой, стороны, Компании ориентированные на экспорт выразили свои сомнения в эффективности государственного вмешательства в работу бизнеса и обозначили необходимость включения Государства в цифровизацию страны не как управлющего звена, а как ключевого игрока, как составную часть цифрового бизнеса будущего, обладающего ключевыми ресурсами: большими данными, инфраструктурой, способностью аккумулировать ресурсы для запуска прорывных проектов национального масштаба с перспективами выхода на евразийское пространство.
Угроза прихода во власть «быстрых людей».
«Быстрые люди» - это устойчивое выражение, характеризующее менеджеров, сфокусированных на решении простых и приближенных задач. Они не интересуются долгосрочными перспективами и последствиями, их не волнуют «общая картина» и мнение того или иного общества. Они нацелены на результат, понимаемый ими предельно узко и конкретно: прибыльность осуществляемой ими в настоящее время операции.
В случае, если принципиальные решения по цифровому сектору будут приниматься в обозначенной парадигме, мы рискуем оказаться экспортером мозгов и лишиться перспективы страны производящей интеллектуальный продукт.
Цитаты:
«Нет института определяющего направления и регулирующего развитие цифрового бизнеса консолидирующего государственные цифровые сервисы и негосударственные.»
«Проблема не в том, что мы плохо отцифрованы, проблема в низкой квалификации государственного управления.»
«Ни у чиновника ни у бинесмена нет права на ошибку, это парализует любой проект.»
«Главная коллизия нашей отрасли: «Экспорт голов VS экспорт продуктов и услуг»
«Самые интересные и развивающие бизнес задачи в разработке не отдаются в аутсорс - это всегда внутренняя работа (госзаказ)»
«Задача бизнеса – зарабатывать деньги для собственника. Если нет задач от государства, позволяющих зарабатывать, бизнесу там нечего делать.»
«Государство должно генерить «нормальный» госзаказ»
«Глобальные тренды не адаптируются на региональном уровне т.к. государство зарегулировано, хотя и хочет реализации этих трендов на своей территории.»
Самоорганизация цифрового сектора.
На сегодня в стране отсутствует механизм представительства цифрового бизнеса в государственной власти.
Выход в проактивной позиции: поддержке любых форм профессиональных сообществ, самоорганизации через создание сети общественных организаций, объединенных Конфедерацией цифрового бизнеса, имеющей голос и способной формировать внятную повестку дня и предложения по изменениям в законодательстве. · Цифровому сектору жизненно необходима система легального экспертного представительства интересов. «Закон о лоббистах» мог бы стать основой для этого.
Уже сегодня, когда госорганы готовят новый декрет о ПВТ и новый закон о персональных данных, отсутствие взаимодействия с экспертным сообществом цифрового сектора может привести к необратимым негативным последствиям для всех заинтересованных сторон.
Цифровые платформы.
В условиях, когда цифровые гиганты Запада и Востока конкурируют между собой за создание монопольных цифровых платформ, у Беларуси есть уникальный шанс стать локомотивом для создания нескольких уникальных цифровых платформ использующих пока еще неосвоенные ниши евразийского транзитного пространства.
С учетом того, что цифровые платформы лишь на 20 % представляют из себя софт, а на 80 % состоят из социальных инноваций завязанных на законодательство, образование, культуру и социальную инженерию, у Беларуси есть уникальная возможность создания небольшого количества экосистем цифровых платформ, которые могли бы интегрировать в себя множество стартапов и создать почву для них.
Цитаты:
«Ключевая коллизия идущей цифровой трансформации: Глобальные платформы VS Региональные платформы.»
«Цифровые активы могут быть предметом концессии (как дороги для Kapsh) для национального бизнеса.»
Угрозы образованию в РБ.
Узкая специализация, позволяющая готовить за год джависта, ничем не отличается от уровня специализации ПТУ. Увлеченность скоростью подготовки узкого специалиста мешает людям, принимающим решения увидеть катастрофические последствия потери традиции университетского долгосрочного образования, создающего базу для любой специализации. Колебания рынка и технологические инновации могут мгновенно уничтожать узких специалистов, не имеющих
фундамента для быстрой переквалификации. Оправданы опасения прихода в Беларусь европейского R&D, как силы способной разрушить сложившуюся в компаниях цифрового сектора традицию передачи профессии от «Мастера» к «Ученику». Потеря стремления к освоению интеллектуальных сфер деятельности, построенная на уровне семейно-бытовых предрассудков сегодня представляет реальную угрозу для развития цифрового сектора и страны в целом. «Зачем сушить мозги, сынок?» - это вопрос, который может убить будущее не только отдельного школьника, но и всей страны.
Образ будущего цифрового сектора Беларуси 2025 год.
· Беларусь в «золотом миллиарде».
· Из 100 глобальных цифровых платформ 2-3 белорусские.
· Лидерство РБ в цифровом секторе Евразии.
· Человеческий капитал РБ качественный и глобально конкурентный.
· Цифровые капиталисты Беларуси самоопределены как люди заинтересованные в человекосбережении и создании институтов для всеобщего развития.
· Цифровые капиталисты РБ и Государство находятся в отношениях государственно-частного партнерства и обладают институтами экспертизы и согласования решений, определяющих будущее цифровой отрасли.
Оригинал новости тут.